Неоднозначно отношение к интимной близости между мужчиной и женщиной религиозной философии различных народов мира.
В христианстве, например, добродетелью считается воздержание, и сексуальное в том числе. Именно поэтому высшим духовенством дается обет безбрачия.
В результате непорочного зачатия появился на свет Иисус Христос. Его мать, дева Мария, имея преклонного возраста мужа Иосифа, забеременела после посещения ее Святым Духом в образе голубя. Это чудо в христианской религии называется «непорочное зачатие». Если следовать этой логике, получается, что остальные дети зачаты «порочно».
Однако, в отличие от христианской и исламской религий, есть на Востоке верования, считающие секс приближением к божеству. Такой в индуизме является тантрическая доктрина. Тантризм считается противоположностью аскетизму. Его последователи считают, что в женщине воплощена божественная сила творения. Поэтому плотской любовью человек возвышается, она как бы поднимает его на небеса.
Храмы эротической скульптуры
Одна из прославленных достопримечательностей Индии – эротические скульптуры храмов Каджурахо. Их считают наглядными объемными иллюстрациями к древнему трактату «Камасутра». Возможно, эти храмы только потому и сохранились до наших дней, что расположены на северной оконечности Деканского плато, в недоступной пустынной глуши.
В IX – XIII веках Каджурахо являлся политической и религиозной столицей династии Чандела. Сохранившиеся здесь 22 храма были построены в течение ста лет, с 950 до 1050 годы. Таким образом, они являются современниками ранних готических соборов в Западной Европе. В 1200 году царство династии Чандела попадает под власть мусульманских правителей Дели.
Отличаются храмы Каджурахо не столько архитектурой, сколько скульптурой. В чем-то они похожи на замки или крепости, которые обычно из мокрого песка на морском побережье строят дети. Каждый из храмов поднят на высокой каменной платформе, над которой возвышаются три яруса со скульптурными барельефами.
А над всем этим великолепием возведена сикара. Это или купол, сходный со шлемом древнего воина, или же сложное соединение из многих куполов. Сикарой олицетворяется культ плодородия, культ бога Шивы, мужского начала в природе. Женщины, жаждущие материнства, поклоняются ему.
Храмами Каджурахо воплощается тантрическая доктрина в индуизме, обредшая популярность во времена династии Чандела. Последователями тантризма предполагается, что женщиной воплощается божественная сила творения.
Храмы Каджурахо недаром считают скульптурными иллюстрациями к «Камасутре». Это одно из немногих мест на земле, где сохранены религиозные эротические скульптуры. Местные барельефы имеют определенный лейтмотив: тысячекратно повторяющуюся фигуру льва. Он очень похож на стилизованное изображение этого же зверя в изображениях, характерных для искусства Китая эпохи Чжоу и для древней Месопотамии или Двуречья. Он поднимается на дыбы и поворачивает голову назад. Как будто он хочет поглотить ту женщину, которая сидит у него на спине.
В то же время, другая женщина, стоящая перед львом на коленях, страстно изгибает спину и старается поймать конец львиного хвоста руками. Барельефы, подобные этим, повторяются вдоль всего фриза. Они как кадры киноленты, которыми фиксируются движения женских рук. Женщина касается своей шеи, груди, живота концом львиного хвоста. Этот художественный образ олицетворяет страсть.
Скульптуры храмов Каджурахо называются энциклопедией индийского секса. Причем просто-таки ритуальное значение придается наиболее изощренным формам сладострастия. Центром композиции является мужчина, утоляющий страсть одновременно двух, трех, четырех женщин.
Воистину прекрасны эти храмы при вечернем либо утреннем освещении. В это время косыми лучами солнца прорисован каждый выступ. На фоне яркого неба, еще не выцветшего от зноя, эти золотые храмы, возносящиеся ввысь, напоминают сказочные шкатулки, наполненные сокровищами.
Дорога как улица
Расстояние от Дели до Каджурахо составляет 650 км. Чтобы добраться туда засветло, придется вставать не позднее половины пятого утра. Если на дороге делать минимум остановок, к четырем часам дня можно попасть в Каджурахо.
Для европейских или американских магистралей это не очень много – 650 км. Однако для Индии дорога – это, прежде всего, улица. На ней постоянно полным-полно людей. Все они что-то несут. Кто на коромысле, а кто и на голове. Также, кроме пешеходов, встречается много животных. Неторопливо шагают быки, которые запряжены в старинные арбы попарно. Семенят ослики, которых навьючили сахарным тростником, хворостом, необожженным кирпичом. Может встретиться караван верблюдов, перевозящий мраморные плиты. Поэтому никакая, даже самая быстрая машина, не будет здесь двигаться быстрее этих неторопливых быков, величественных верблюдов, упрямых осликов.
После утомительного и долгого пути из Дели захочется начать осмотр с первыми лучами солнца. Но еще далеко до рассвета уставших путников будит перезвон колокольчиков, барабанная дробь, шум человеческих голосов. Слышны женские причитания, хор мужских голосов похож на толпу, скандирующую лозунги. Это начинается один из праздников в честь бога Шивы.
В основном храмы Каджурахо демонстрируют туристам как исторические памятники. Вокруг них ограждение из металлической решетки, пространство между ними – это тщательно возделываемый парк. В нем найдется место и прекрасным лиловым бугенвилям, и деревьям манго, зеленеющим среди аккуратно подстриженных газонов. В то же время, одна из построек Каджурахо все еще является древним действующим индуистским храмом.
Культ сладострастия
Паломники тянутся в храм по тропинкам с самого утра. Пепельно-шоколадными кажутся тела мужчин, которые прикрыты от солнечных лучей только набедренной повязкой. Через несколько шагов паломники припадают к земле, ложась прямо в дорожную пыль. В ярких сари идут женщины, несут начищенные медные кувшины.
Подходя к храму, паломники окропляют себя водой и поднимаются по ступенькам, припадая лбом к камням на каждом шагу. Потом они звонят в медные колокольчики, которые висят во внутреннем алтаре храма, поливают водой статую Шивы и украшают ее гирляндами цветов.
После мужчины спускаются к пруду и производят повторное омовение, женщины продолжают нараспев молиться, двигаются вереницей вокруг двух священных смоковниц, растущих возле храма и каменного столба. Они припадают к каменным ступеням храма Шивы в исступленном экстазе, молят грозного бога послать их чреву очередной плод. В этом есть что-то жуткое, загадочное, мистическое…
И это в то время, когда правительством индийские семьи призываются к ограничению рождаемости. Может ли быть преодолена сила религиозного фанатизма? Ведь в национальном характере тантрический культ укоренился очень глубоко. Он утверждает, что сладострастием воплощается высшее проявление жизни, которым является акт творения. А потому, наибольшая изощренность человека во всем, к этому относящемуся, наиболее приближает его к божественному началу.
Вечер в Каджурахо. Зрители размещаются перед искусно подсвеченными храмами на раскладных стульчиках. В древней Индии храмы были не только местом для религиозных обрядов, но в них была сосредоточена культурная жизнь страны. Со временем эта связь ослабела. Однако сейчас фестивали народного искусства возрождаются. Они проводятся возле храмовых ансамблей, что подчеркивает связь музыки, танцев, архитектуры, скульптуры, которая сложилась много веков назад.
Можно залюбоваться движениями танцовщицы, у которой серебряные браслеты с бубенчиками на щиколотках. Удивительно тонко передает она сложнейшие оттенки ритмов индийской народной музыки движениями своего тела. Удивительно точно движется прекрасная женщина на фоне храмов Каджурахо, поднимающихся в звездное небо.
От звезды к звезде прочерчена линия. Это быстро движется по ночному небу спутник, напоминая о существовании настоящего, прошлого, будущего, об органическом сплаве абсолютно несовместимых эпох.