Недавно в Лондоне прошли первые в 2011 году аукционы современного изобразительного искусства, которое набрало в новом тысячелетии даже большую, чем прежде, популярность, стало еще более модным и дорогим. Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s в совокупности продали на этих торгах 113 картин за 171 миллион долларов.
Споры о «настоящем искусстве» и «примитивной мазне» стары как мир. Участвуют в них авторитетные ученые, маститые эксперты и известные критики, вполне аргументировано отстаивая свои точки зрения. Нашей же целью будет отвлечься от дискуссий и попробовать представить общую ситуацию на рынке современного искусства. Коснемся лишь нескольких наиболее характерных его представителей.
Для произведений Сая Твомбли (род. в 1928 г.) основным источником вдохновения послужили античные легенды и мифы, а также искусство древних племен. Художника неоднократно приглашали участвовать в Венецианской биеннале современного искусства, где в 2001 году он получил Золотого Льва – самую высокую награду этой выставки. Наиболее выдающейся работой Твомбли считается «Без названия», созданная в 1971 году. В каталоге Christie’s она описывается следующим образом. «Техника художника очень своеобразна. Сначала мелками наносятся хаотические штрихи, затем картина покрывается наполовину прозрачной малярной краской. После автор соскабливает часть изображения обратным концом кисти, открывая внутренний слой. Подобные переходы от видимого к потаенному – его излюбленный прием. Критики говорят о глубине и загадочной риторике смыслов Твомбли. Возникают тонкие ассоциации, открывающиеся лишь на мгновения, достаточные для того, чтобы приблизиться к пониманию неуловимого замысла картины».
Для фотографа и художника Ричарда Принса (род. в 1949 г.) главным вдохновителем творчества стал знаменитый Джексон Поллок, ключевая фигура в абстрактном экспрессионизме. Вот что написано о картине Принса «Без названия» (1995) в каталоге аукционного дома: «Печатные буквы на красном фоне создают ощущение стерильности, непричастности к жизни человека, но это впечатление разрушается посредством неправильного переноса строчки. Этим приемом автор напоминает нам о себе и таким неожиданным участием вносит в произведение совершенно новый смысл». Фраза на картине следующая: «Родители постоянно запирали меня в шкафу. До 15 лет я был уверен, что я костюм».
Еще один характерный представитель современного искусства – Александр Колдер (1898 — 1976), американский скульптор и художник, представитель кинетизма, снискавший славу благодаря своим «мобилям» – движущимся скульптурам. В раннем творчестве Колдер создавал двигатели для скульптур с опорой на математические расчеты, однако затем отказался от них в пользу естественных динамических пропорций. «Композицию создают не симметрия и порядок. Характер работы определяет контролируемая художником случайность, которая вмешивается в обыденность», – считает Колдер. Аукционный дом сделал следующее описание для произведения «Бурж» (1968): «Четыре каскада совершенно уравновешенных элементов объединяются с тем, чтобы функционировать в системе; таким образом, красные фрагменты олицетворяют изящную душу, движущуюся в воздухе наподобие заботливой руки. Именно ощущение движения делает данную работу одной из самых ценных в творчестве Колдера».
Ярким представителем направления «жестких контуров» считается Эльсуорт Келли (род. в 1923 г.). Картины Келли ныне хранятся в Нью-Йоркском музее современного искусства и в Музее современного искусства Сан-Франциско. Келли – приверженец минимализма и оптического искусства. «Он видит холст с изображением как эстетический объект, привлекая к реализации замысла пространственные отношения холста и стены, а также позиции автора и зрителя. Келли бросает вызов истории, игнорируя каноны существующих направлений изобразительного искусства. Он убежден, что творчество в категорировании не нуждается, а ярлыки для художника излишни. Келли создает такие абстракции, которые фокусируют внимание на форме и контурах предмета».
Всемирно известный представитель поп-арта – Рой Лихтенштейн (1923 — 1997). В 1960-х годах он стал довольно популярен в США и Европе, а его работы экспонировались в Лондоне, Амстердаме и Берне. По словам художника, его техника отличается от той, которая используется для комиксов, хотя не является принципиально иной. Однако это не столь важно – главное, чтобы произведение что-то значило с точки зрения искусства. Его холст «Ох… Ну хорошо» недавно продан на Christie’s за сумасшедшие деньги – 42,6 млн долларов. Прототипом картины послужил комикс «Тайные сердца», а сама работа названа критиками вершиной творчества Лихтенштейна. В данной адаптации не нашлось места для оригинальной фразы собеседника девушки «Извини, Нэнси, я не смогу прийти на свидание, у меня состоится важная деловая встреча». Такой «минус-прием» усиливает присутствие девушки и дает массу вариантов для интерпретации смысла ее реплики. Нужно думать, ценителям по-настоящему дорога эта работа, раз она ушла на торгах за беспрецедентно крупную сумму.
Одним из самых крупных российских художников конца XX века признан критиками концептуалист Илья Кабаков. Работы художника выставлены в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее и Нью-Йоркском музее современного искусства. Помимо полотен, художник прославился многочисленными инсталляциями, также высоко оцененными экспертами. Сегодня «Жук» – самое дорогое произведение Кабакова. Оно относится к серии так называемых «блестящих» картин, созданных в 1980-е годы. Критик Екатерина Деготь, составившая описание «Жука» для каталога аукционного дома Philips de Pury, пишет о картине следующее. «Восхитительный в своем нарочитом идиотизме детский стишок на холсте повествует о жуке, не желающем попадать в коллекцию юного героя. Позиция жука принципиальна – он не хочет именно «попадать», а не «попасть», так что речь не просто о борьбе за выживание… Композиция Кабакова выражает переломный момент в мировом и советском масштабе, когда происходит сдвиг парадигмы к постмодернистской игре образами, возникает движение от логики разрыва к логике тотальности». Вот так.
На мировых аукционах ежегодно продаются сотни произведений современного искусства (еще большее число продается через частные галереи, но информация о продажах не разглашается). 2010-й год оказался одним из наиболее удачных для международного арт-рынка: в одном лишь Christie’s было продано полотен на 5 млрд долларов. Пока что рекорд стоимости принадлежит Пабло Пикассо, однако все шансы догнать и перегнать его сейчас у «неофициально самого дорогого художника в мире» Джексона Поллока. Картина Поллока «Номер 5» (1948) была продана в 2006 году за 140 млн долларов. Забавно, что за 47 лет до этого момента, когда Поллока уже не было в живых, в британской газете Reynold’s News статья с обзором творчества художника вышла под заголовком «Это не искусство, а дурная шутка». С той поры в восприятии зрителя многое поменялось – но как в те годы никто не мешал наслаждаться творчеством Поллока, так и сейчас астрономические цифры на ценниках не должны отодвигать искусство на второй план.