Уже после разбора происшествия летчики, объясняя события, заявили, что они «нечаянно отвлеклись». Однако что именно заняло их внимание на столь долгий срок, уточнять отказались. Пилоты пролетели мимо аэропорта на 250 км в сторону, игнорируя множество радио и текстовых сообщений диспетчеров. Лишь после этого экипаж опомнился, и самолет взял курс на Миннеаполис. Приземление прошло благополучно – правда, теперь оба пилота Northwest Airlines лишены лицензий, а власти штата собираются отобрать у них и права на вождение автомобиля.
У аргентинского пилота Альберто Поча была настоящая «работа мечты». По договору с голландским оператором экспресс-почты он развозил на самолете небольшие грузы и почтовые отправления по всей Европе. Поч пролетал всю жизнь, а в последний день перед выходом на пенсию был арестован прямо в кресле пилота. Выяснилось, что во время Аргентинской войны, задолго до начала работы авиа-почтальоном, летчик вывозил людей на самолетах в океан и выбрасывал за борт – без каких-либо намеков на парашют. Сколько жертв на его счету, СМИ не информируют, но сейчас мистер Поч ожидает в голландской тюрьме депортации на родину, где аргентинские власти предъявят ему обвинение в массовых убийствах.
В мае 2010 года один из пилотов American Airlines был задержан пьяным в аэропорту Хитроу – за 15 минут до запланированного вылета в Чикаго. Службу безопасности насторожил сильный запах алкоголя, исходящий от летчика. Вызванный врач после коротких тестов констатировал, что содержание алкоголя в 4 раза превышает норму. Пилота сдали полицейским. На следующее утро на суде задержанный попытался откреститься от своей вины, свалив все на слишком крепкое европейское пиво, для которого не удалось правильно рассчитать дозу. В итоге ходатайства коллег и отличный послужной список помогли максимально смягчить наказание – до 1500 фунтов стерлингов. Обычно в подобных случаях дело заканчивается тюремным заключением.
Разумеется, никто не в восторге от проверок безопасности в аэропортах. И, очевидно, экипаж эти нескончаемые «снимите ремень и ботинки» слышит гораздо чаще пассажиров. Однажды утомленный подобными беспрестанными домогательствами пилот Swiss International Airways в бешенстве скинул и ремень, и брюки, и нижнее белье. А затем выразительно попросил охранника обыскать его повнимательнее. Офицер службы безопасности впал в ступор, и разбирательство затянулось на 2 (!) часа, в то время как пассажиры дожидались пилота на своих местах в самолете. Инцидент произошел на отдельном посту для контроля экипажа, так что, увы, никто из пассажиров не мог лицезреть голого командира.
Крах карьеры из-за лишней бутылки пива может показаться банальным. Значительно интереснее напиться, а потом как следует развлечься. Например, пилот авиакомпании Pinnacle однажды провел незабываемый вечер со стюардессой. Изрядно сообразив на двоих, они отправились погулять в лес в полуобнаженном виде. Полицейским они позже признались, что искали укромный уголок, чтобы предаться сладостям греха. Обвинения в пьянстве в общественном месте, непристойном поведении и публичном сексе были бы не столь тяжелыми, если бы обоим участникам мини-вечеринки не нужно было спустя 2 часа появиться на борту лайнера для обслуживания очередного рейса.
Если в голосе командира проскальзывают хмельные нотки и поведение выглядит слегка неадекватным, логично потребовать его проверки на трезвость. Однако не в случае, если вы летите рейсом компании «Аэрофлот». Все помнят инцидент с Ксенией Собчак в главной роли, которая целый час добивалась проверки экипажа на наличие алкоголя. Самое забавное, что пресс-служба авиакомпании позже обосновала отказ от проверок тем аргументом, что в полете от пилота почти ничего не зависит, «все управляется автоматикой».
Иногда бывает так, что пилоты осознают свое спонтанное пьянство и хитроумными методами пытаются избежать ответственности. Например, летчик авиакомпании Southwest, понявший на контроле безопасности, что офицеры почуяли неладное, заявил, что ему, во что бы то ни стало, требуется отлучиться в туалет. Молниеносно переодевшись в гражданское, он грустно сообщил прибывшим полицейским, что не сможет отправиться в рейс, поскольку неважно себя чувствует. Авиакомпания оперативно нашла замену летчику, а пилот сохранил лицензию и репутацию – формально придраться оказалось не к чему.
Пилоты бывают не только захмелевшими, но и просто невнимательными. В ноябре 2009 года самолет компании Delta Airlines приземлился не на взлетно-посадочную полосу, а на рулежную дорожку. Ошибка экипажа произошла не вследствие внештатной ситуации, а просто потому что «ну случается, человек перепутал». К счастью, в тот момент на дорожке никого не оказалось, обошлось без жертв.
Обычно люди отправляются в путь с некоторым запасом знаний о пункте назначения – хотя бы в курсе, как пишется его название. Но случается всякое. Например, пилот компании KLM не поинтересовался, куда ему предстоит лететь в следующем рейсе, положившись на добросовестность диспетчеров. И местом посадки в тот раз стал недавно открытый аэропорт рядом с индийским Хайдерабадом. Это название пилот услышал от диспетчерской службы первый раз в жизни. Командир экипажа дважды переспросил и после заявил, что полетит в Мумбаи, который расположен дальше на 2000 километров. Правда, в данной ситуации вина лежит и на руководстве компании, которая должна своевременно оповещать членов экипажа об изменениях в навигационных картах.
Это далеко не всё – бывали и другие подобные случаи. Например, однажды один из членов экипажа самолёта авиакомпании United Airlines пролил на приборную панель кофе. Самолёт пришлось посадить.