Когда-то в 80-ые года (помните их?) я работал в Орегоне и Вашингтоне в сети магазинов канцелярских товаров PrintRight. Сегодня эта компания называется LaserQuick. Тогда у PrintRight было где-то 29 магазинов, и такой умелый работник, как я, мог работать в любом из них по выбору. И зарплата была хорошая.
После неудачного опыта работы с некомпетентным менеджером в маленьком магазинчике PrintRight в торговом центре я решил попросить, чтобы меня перевели в магазин в центре Портленда. Что подтолкнуло меня на это решение? В магазинчике в торговом центре моим начальником была невероятно безответственная и тупая девушка. Она была настолько бестолковой, что мне приходилось выполнять всю её работу. Однажды, после очередного спора со мной, она даже упала в обморок. Пришлось везти её в больницу. В конце концов, компания PrintRight уволила эту дурочку. Но это не то, о чём я вам хочу рассказать…
Центр Портленда является не самым приятным местом. Там обитает много бездомных попрошаек и людей, которые разговаривают сами с собой. Также Портленд известен тем, что компетентные сотрудники правоохранительных органов являются в этом городе огромной редкостью. Мне приходилось парковать машину в пяти блоках от места работы, поэтому по пути на работу ко мне постоянно приставали попрошайки и разные бабки с баулами.
Само собой, некоторые из этих разнообразных странных людей часто посещали наш магазин. У нас было несколько очень интересных клиентов, которые часто приходили к нам делать копии. Одним из постоянных клиентов была огромная, грязная женщина, которая носила одно и то же тяжёлое пальто в любую погоду. Мне бы это так не мешало, если от пальто не несло бы кошачьей мочой. Наш магазин был очень маленьким, и вонь очень быстро распространялась по всему помещению. Однажды мой начальник Майк спросил у неё, зачем она делала у нас так много копий. Она ответила, что пытается получить нобелевскую премию по медицине.
Но больше всего мне запомнилась история о странном маленьком человеке, которого мы прозвали «Эль Омбре» (мужчина по-испански). Эль Омбре был ростом в 165 сантиметров и, похоже, родом или из центральной или из южной Америки. Ему было где-то сорок лет, у него были чёрные, жирные волосы и на его руках всегда были толстые кожаные перчатки, с которыми он иногда игрался, когда пользовался копировальным аппаратом.
Его было невозможно научить пользовать копировальным аппаратом. Сколько бы раз Майк не показывал ему, как им пользоваться, он всё равно забывал. Он делал очень много копий, а затем стоял и рвал почти все из них. Иногда он стоял на месте и рвал где-то 90 из 100 копий, которые седлал, и выбрасывал их в ведро. Но самой неприятной чертой его поведения была его агрессивность к другим клиентам. В магазине были всего два копировальных аппарата, поэтому люди, которым нужно было сделать лишь одну копию, иногда просили тех, у кого была целя стопка, пропустить их без очереди. У Эль Омбре всегда была стопка. Когда кто-нибудь просил его уступить место на одну копию, он громко кричал: «НЕТ! И прекрати читать мои копии!».
Когда мы с Майком услышали это впервые, мы сразу же ринулись к мусорному ведру, как только Эль Омбре вышёл из магазина. Мы сумели склеить некоторые копии и прочитали много интересного бреда. Там было письмо Джону Андерсену, который в те времена был кандидатом в президенты. В этом письме Эль Омбре писал, что был очень обеспокоен состоянием нации, и что от собирается пойти в лес в Монтане и выстрелить себе в голову из дробовика. Ещё там были непонятные бредни о торговле наркотиками в Центральной Америке. Ещё в одном письме он писал, как однажды его задержали полицейские и начали допрашивать и он рассказал им столько тупого дерьма, что его арестовали и посадили в тюрьму.
Эль Омбре всегда был очень раздражён. Он приходил в наш магазин где-то десять раз и, в конце концов, Майк решил попросить его не грубить другим клиентам. Тогда он аж взорвался от злости и начал кричать, и нам пришлось чуть ли не силой вышвырнуть его из магазина. Он поклялся никогда не возвращаться, и мы вздохнули с облегчением.
Спустя две недели он снова пришёл к нам. Он вёл себя очень спокойно. Он извинился за своё поведение и объяснил нам, что продолжает принимать лекарства и что теперь с ним всё в порядке. Он вежливо попросил у Майка показать ему, как пользоваться копировальным аппаратом. Майк в очередной раз показал ему, и Эль Омбре вежливо поблагодарил его. В магазин вошла одна женщина, и Эль Омбре, заметив, что у неё в руке был лишь один документ, предложил ей пройти без очереди. Майк и я посмотрели друг на друга – нашему удивлению не было предела. Он ничего не рвал, заплатил, поблагодарил нас и тихо ушёл!
Прошла ещё одна неделя, и Эль Омбре явился к нам снова. В этот раз он уже был не таким вежливым. Он вновь попросил Майка показать ему, как пользоваться копировальным аппаратом. Когда Майк показал ему, Эль Омбре добавил: «О, кстати. Можешь вызвать скорую? Меня пырнули ножом». Майк тихо отошёл от него и пересказал мне его просьбу. Мы подумали, что у него опять крыша едет, и что вот-вот он опять буянить начнет. Всё же, Эль Омбре убедил Майка вызвать скорую. Мы позвонили в 911, ну и, разумеется, диспетчер начал задавать нам всякие вопросы, типа: «Кто совершил нападение, при каких обстоятельствах, где, когда, и т.д.». Эль Омбре выхватил у Майка телефон и заорал в трубку: «Ему не нужно отвечать на эти вопросы! Вышли сюда проклятую скорую, чёрт тебя побери!».
Затем Эль Омбре вышел на улицу и начал ходить взад-вперёд около магазина в ожидании скорой. Первыми приехали репортёры из ABC. Они попытались взять у него интервью. Затем прибыли две полицейские машины. Затем две машины скорой помощи и ещё три полицейские машины. Собралась целая толпа. Один из работников скорой помощи снял с Эль Омбре верхнюю одежду и, к нашему удивлению, на его животе красовалась ножевая рана. После неударной попытки взять у Эль Омбре интервью, репортёры начали расспрашивать обо всём Майка, а я стоял в магазине и наблюдал. Никто кроме меня не заметил, как Эль Омбре тихо скрылся из толпы. Он зашёл в магазин, порвал свои копии, вышёл и залез в машину скорой помощи. С тех пор, мы больше не видели его.