Не только московские старожилы, но и многие «приезжие москвичи» считают, что с тех пор, как столица России стала приобретать все признаки мегаполиса, сразу же возрос и уровень бытового хамства. Огромное скопление людей непременно вызывает всплеск «эмоциональной» агрессии. Однако, по данным журнала «Time Out», есть и более «хамские» города, так что в Москве в этом отношении не так уж и плохо. Журналисты «Time Out» составили свой рейтинг «мировых центров» хамства.
Нью-Йорк
Традиционное американское ругательство «F..k you!» давно утратило свой первоначальный смысл определенного действия, и в устах жителей Большого Яблока стало обычной «смысловой связкой» слов в предложении.
Это словосочетание можно услышать по поводу и без повода от любого совершенно незнакомого нью-йоркца. А в любой, даже самой мелочной бытовой ссоре жителей Нью-Йорка «трехэтажные» склонения данного выражения заставят воспринимать речь одесского грузчика, которому на ногу упал груз, как «детское стихотворение».
Единственный возможный выход избежать такой агрессии — как можно более ограничивать любые контакты, никаких проявлений вежливости («спасибо», «пожалуйста») с официантами, продавцами и малознакомыми людьми. В ресторанах и гостиницах лучше не забывать про чаевые.
Пекин
Жители столицы Китая — самые «плюющие». Себе под ноги постоянно плюют и стар, и млад. Дошло до того, что в 2008 году китайское правительство специально обратилось к жителям Пекина с просьбой на время проведения Олимпиады воздержаться от плевания на землю в присутствии «поганых лао-ваи».
И если всеобщее плевание можно хоть как-то пояснить загрязненностью воздуха и попытками жителей «прочистить лёгкие», то отсутствие понятия про очереди оправдать нечем. В Пекине любая очередь превращается в столпотворение, и очередность при этом совершенно не соблюдается.
Избежать раздоров в Пекине можно, если вести себя как все, то есть плеваться, толкаться и пихаться.
Буэнос-Айрес
В отличие от американцев «ругательский словарный запас» аргентинцев намного шире. Общеупотребительными являются предложения употребить пищу фекалии, «потрясти» половыми органами, а также «клятвы» половыми органами ближайших родственников. А во время футбола всевозможные словесные вариации таких выражений становятся во много крат изощреннее, упоминаются не только родственники, но и животные.
Избежать раздоров в столице Аргентины можно, если не привлекать к себе внимание. Например, не стоит переходить улицу на пешеходном переходе — «зебра» в Буэнос-Айресе на асфальте рисуется для красоты.
Мумбаи
Бывший Бомбей — это не просто огромный мегаполис, это еще и финансовая столица Индии. Некоторые называют Мумбаи еще и культурной столицей, однако упоминание культуры тут скорее историческое, чем общечеловеческое. Контраст между бедными и богатыми тут наиболее очевиден: десятки миллионов проживают в картонных коробках, а полторы сотни «избранных» вознесли себя выше магараджей. Такое кричащее неравенство является главным источником конфликтов. Ссоры с рукоприкладством в Мумбаи — обычное зрелище.
Избежать раздоров в Мумбаи можно, поняв «смысл» местной жизни. Стоит почитать книгу «Maximum City» Сукету Мехты, где даются «элементарные советы», как, к примеру, ездить в переполненном вагоне и остаться живым (еще недавно людей просто выпихивали на ходу с поезда).
Сидней
Фамильярность австралийцев не имеет пределов, так они выражают своё расположение к собеседнику. Уменьшительные имена употребляются независимо от возраста того, к кому обращаются. Тут принято громко орать, не обращая внимания окружающих, если хочется обратиться к кому-то на расстоянии. И если в ответ на такие действия хоть как-то выразить «нелояльность» к такому типу общения, то можно тут же прослыть снобом и выскочкой.
В Сиднее не стоит пытаться хоть как-то отделять себя от окружающих людей. На попытку завести разговор любым незнакомцем надо отвечать живейшим интересом — только тогда можно избежать «клейма» хама.
Дубай
Хамство в Дубаи можно охарактеризовать как хамство снобов. Всеобщая кичливость достатком привела и к всеобщему игнорированию. Люди предпочитают не общаться с друг другом, так как любое общение, в конце концов, сводится к «разборкам» кто кого «круче».
Чтобы избежать раздоров следует купить огромную дорогую машину с тонированными стеклами и не обращать никакого внимания на других. Поговорка «размер имеет значение» тут актуальна, как нигде более.
Барселона
Каталония — это не Испания, это «соль земли». Поэтому даже сами Барселонцы, считающиеся местным населением, всегда будут второго сорта. Что уж тут говорить про остальных людей? Их и за людей то не считают.
А потому в Барселоне не стоит употреблять выражения «Вива Эспанья», а тем более — хоть косвенно подшучивать над генералом Франко.
Париж
Хамство в столице Франции — априори. А потому таксист или официант, не говорящий по-английски, вовсе «не старается» нахамить приезжему туристу. Это становится понятным, если увидеть, к примеру, «разборки» официантов между собой.
Жан-Поль Сартр в своём произведении «Бытие и Ничто» пытается объяснить, что парижане «в душе» вовсе не хамы, просто это клише их социальных ролей. «Gar on, tu n’est pas libre!»
Лондон
Хотя английская вежливость уже и стала «притчей во языцех», однако сами британцы считают жителей своей столицы чрезмерно грубыми и торопливыми. Вполне возможно, что это просто традиционное отношение регионов к столицам, характерное и другим народам.
Но в самом Лондоне очень легко «нарваться на грубость» в форме «неприятия чужаков» (иностранцев, которые «урывают кусок английского пирога», не очень уважают).
«Рафинированная» вежливость в столице Англии поможет избежать бытовых раздоров с «местными». Говорят, что даже процесс любой покупки в магазине должен включать не менее двух «пожалуйста» и трех «спасибо». А игнорирование очереди вообще считается социальным преступлением.